Преподавание основ православной культуры: за и против...

В споре о введении нового школьного предмета "Основы православной культуры" , похоже, точку ставить рано Недавняя встреча министра образования и науки Андрея Фурсенко с Патриархом Алексием II вызвала новую волну дискуссий по поводу преподавания школьникам религиозных предметов. Первая, даже не волна, а настоящая буря разыгралась два года назад, когда возглавлявший в то время образовательное ведомство Владимир Филиппов разослал в регионы письмо с примерным содержанием курса "Основ православной культуры". Против внедрения нового предмета выступили известные ученые. "Религия - вещь довольно сложная, ее поверхностное изучение может привести к путанице в головах детей", - заявил Сергей Капица. Примерно в таком же духе высказался и нобелевский лауреат Виталий Гинзбург.
Правозащитники, в свою очередь, нажимали на то, что у нас в стране церковь отделена от государства, и что статья 2 Закона РФ "Об образовании" закрепляет принцип светского характера образования в Государственных и муниципальных учебных заведениях. Отдельной мише-нью для критики стал учебник для основной и старшей школьной ступеней "Основы православной культуры" Аллы Бородиной. Пристрастного читателя шокировал, к примеру, такой вопрос автора, обращенный к 6-классникам: "Почему евреи распяли Христа и не могут принять Царствие Небесное?". Вызывали, мягко говоря, недоумение и "домашние задания" по выявлению сатанизма, ереси и сект... Была даже попытка возбудить дело по факту издания и распространения данного пособия, однако Останкинская прокуратура (г. Москва) дважды в этом отказывала. Справедливости ради стоит сказать, что сторонников у учебника А. Бородиной, как и в целом у нового предмета, ничуть не меньше, а может, и больше, чем противников. Вот Союз писателей России, к примеру, убежден, что преподавание "Основ православной культуры" просто необхо-димо, так как будет способствовать воспитанию нравственности, любви к прошлому своей страны. Так считает и часть школьных педагогов. Кстати, социологические опросы, проведенные ВЦИОМом, показывают, что 55 процентов россиян считают себя верующими, а 33 процента - не верующими. А 51 процент жителей Самарской области высказался за преподавание в школах не только "Основ православной культуры", но даже Закона Божия.
В общем, в начале ХХI века опять получился у нас большой, шумный спор "западников" и "славянофилов", атеистов и верующих. Тогдашнее Министерство образования под натиском критики со стороны прессы и правозащитников распространило официальный документ, что этот предмет не является обязательным для всех школ России или даже для всех школ отдельного субъекта Федерации. Преподавание его может осуществляться только в каждом конкретном случае, в каждой конкретной школе на основе решения совета школы, с участием родителей, причем факультативно. Оговаривался и способ финансирования такого обучения: учредителем, родителями или из внебюджетных средств. Сейчас "Основы православной культуры" изучаются в 100 школах Подмосковья, во многих общеобразовательных учебных заведениях Белгородской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Омской, Смоленской областей. Расширится ли в ближайшее время этот список, придем ли мы все же к обязательному изучению вызывающего споры предмета? Встреча Патриарха Алексия II с новым министром образования и науки не дала определенного ответа на этот вопрос.
"Абсолютно ясно, что религия - это огромная составляющая, гуманитарная основа любой цивилизации и преподавания истории России, в том числе и в этом аспекте, точно должна при-сутствовать в системе образования", - сказал Андрей Фурсенко. При желании эту вполне невин-ную фразу каждая из спорящих сторон может интерпретировать в свою пользу.

См. подробнее: "Труд", 08.04.2004; "Независимая газета", 07.04.2004.

чердак
#Наука
Снизу - Рабочая молодежь
Снизу - Ты - студент
Снизу - Молодой предприниматель Снизу - комитет Снизу - Молодая семья Снизу - Росмолодежь Снизу - Патриот Снизу - Сообщи где торгуют смертью