ВУЗы делят на части

[b]1 сентября 2007 года российскую систему высшего образования ждут крутые перемены. Правительство одобрило законопроект о переходе на новую систему вузовской подготовки по схеме «бакалавр + магистр». Как только закон будет принят, большинство студентов станут учиться на 1-2 года меньше, чем сейчас.[/b]
В пятницу российское правительство в целом одобрило представленный Минобрнауки проект закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования (по схеме «бакалавр + магистр»). Решение о коренной перестройке отечественного высшего профобразования члены правительства приняли без особых дискуссий – они усиленно продвигают эту идею с тех пор, как Россия заявила о намерении присоединиться к Болонскому процессу. Впрочем, и высшее образование, заверил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, также «готово к тому, чтобы перейти на два уровня», – сообщает РИА «Новости».
С принятием закона традиционная для России моносистема подготовки специалистов расколется на бакалавриат (первый, низший уровень) и магистратуру (второй уровень).
Оба предполагают самостоятельную итоговую аттестацию: освоившим первый, будет присвоена квалификация «бакалавр», второй – «магистр» или «специалист». Специалитет – непрерывное пяти- или шестилетнее образование по старой модели – тоже сохранят и приравняют ко второму уровню. Но только в немногочисленных, преимущественно элитных вузах вроде МГУ им. Ломоносова или МВТУ им. Баумана. В основном, отметил Андрей Фурсенко, в него попадут вузы, готовящие инженеров и медиков. «Есть специальности, которые требуют непрерывных программ, а эти программы изначально спланированы на то, что пять или шесть лет человека надо учить именно по этим специальностям с первого курса и до выпуска», – уточнил он. Список допущенных к специалитету вузов будет именным: его ежегодно будет утверждать правительство.
В бакалавриате будут учиться 3-4 года – «в зависимости от направления подготовки», отметил Фурсенко.
По завершению бакалавриата можно будет продолжить учебу по программам магистратуры. Узкая специализация выпускников останется только там: бакалавры же останутся «специалистами общего профиля». Число специальностей и направлений подготовки в бакалавриате будет значительно сокращено: из нынешних 120 останутся только 60-100 (с одновременным расширением числа специализаций магистров). Задача бакалавриата – готовить исполнителей с высшим образованием для производственной и социально-экономической сфер. Кого и сколько – решат «исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы», – подчеркивают разработчики. При этом, чтобы доучиться в магистратуре, большинству бакалавров (по некоторым оценкам, до 80%) скорее всего, придется заново сдавать вступительные экзамены. Что же касается вопроса оплаты магистерских программ, то он пока остается открытым.
По словам разработчиков, обучение выпускников бакалавриата в магистратуре пойдет «за счет бюджетных средств даже в случае, если после бакалавриата он отработал несколько лет по специальности, и лишь затем решил доучиваться на магистра».
Однако по другим данным, обучение в магистратуре будет преимущественно платным.
Исключение сделают в основном для нужных государству областей (скорее всего, с последующей обязательной отработкой молодых специалистов), а также для ведущих университетов страны – того же МГУ или Петербургского госуниверситета.
Учить в магистратуре на базе бакалавриата будут еще 2 года.
Здесь будут готовить выпускников, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, аналитиков и проектантов. Специалисты также должны уметь самостоятельно вести производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере, цитирует РИА «Новости» главу Миобрнауки.
По словам Фурсенко, принятие закона позволит гармонизировать российскую систему образования с европейскими: большая часть из них уже перешли к уровневому подходу в высшем образовании. Кроме того, пообещал он, закон принесет много пользы внутри страны. С одной стороны, он позволит покончить с современной практикой выпуска специалистов «в никуда», без шанса на трудоустройство. С другой, позволит существенно изменить ситуацию с необходимостью доучивания специалистов на производстве, как это происходит сейчас»,– цитирует министра «Интерфакс». «Это позволит повысить конкурентоспособность выпускников», – пообещал Андрей Фурсенко. – А то сейчас рынок труда стал «менее предсказуемым, ни одна программа подготовки не обеспечивает возможности гарантированного трудоустройства», – цитирует министра «Интерфакс».
Представляя законопроект, глава Минобрнауки всячески подчеркивал, что «бакалавр – это высшее образование – полноценное высшее образование!» Тем не менее, в образовательной среде на этот счет существуют серьезные сомнения.
Особенно сильны опасения получить армию недоучек с трехлетним сроком обучения в бакалавриате.
Нечеткость сроков обучения в бакалавриате от трех до четырех лет может привести к тому, «что университеты начнут делать трехлетних бакалавров», – предрек ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, из законопроекта во что бы то ни стало нужно убрать упоминание о трехлетнем сроке подготовки бакалавров, оставив только четырехлетний срок. Кроме того ректор МГУ высказался против жесткого увязывания обучения в бакалавриате с дальнейшим образованием исключительно в магистратуре. По его словам, невозможность перехода из бакалавриата в специалитет является неоправданной, так как сужает возможности получения образования. «В законе нужно ввести равноправие всех "траекторий" с возможностью перехода на любой уровень», – подчеркнул он.
Безоглядный переход на новую систему с массовой выпечкой недоученных специалистов, выразил опасения вузовского сообщества ректор МГУ, может привести к дискредитации высшего образования, и в первую очередь нанести серьезный урон базе престижных вузов.
С точкой зрения Российского союза ректоров, казалось бы, был согласен и глава Минобрнауки. «Изменение системы образования не терпит суеты. Главное – не делать резких движений»,– заявил он несколькими днями раньше. Тем не менее, представленный им закон должен вступить в силу уже 1 сентября 2007 года.

Чердак
#Наука
Снизу - Рабочая молодежь
Снизу - Ты - студент
Снизу - Молодой предприниматель Снизу - комитет Снизу - Молодая семья Снизу - Росмолодежь Снизу - Патриот Снизу - Сообщи где торгуют смертью