Есть идея!

[i]Раз в год со мной происходит ужасная метаморфоза, я бы сказал "заковыка" такая: в середине апреля в моем замечательном Alma Mater (МГТУ) происходит событие называемое научно-технической конференцией студентов (СНТК). И каждый раз я вдохновленный идеей "знаешь что-то интересное - поделись с ближним", иду слушать своих однокашников, а выхожу оттуда с чувством, как если бы не по своей воле посмотрел бездарно сыгранный неинтересный спектакль. Фарс, вот как это называется.
[/i]
Некогда замечательная идея СНТК, как мне кажется, не только в МГТУ, а в большинстве ВУЗов превратилась в бессмысленное действо. Лишь незначительное количество студентов готовящихся представить публике свои научные изыскания осознают смысл того, зачем они это делают. Что движет остальными? Куда катится практика проведения подобных мероприятий и есть ли у них будущее? Об этом вчера, сразу по окончании очередной "конференции" я пообщался с одной из участниц. Студентка 4 курса Экономического факультета Тулякова Елена участвовала в конференции на кафедре философии. Её выступление было без ложной скромности блестящим. Она и еще несколько четверокурсников заняли первые места на своих кафедрах. Что движет такими студентами как она? Почему те, кому есть, что сказать не хотят участвовать в конференции? Обо всем по порядку:
[b]- Лен, почему ты, будучи студенткой Экономического факультета, участвуешь в конференции мало того, что по кафедре философии, так еще и с такой темой как "Роль национальной идеи в развитии общества"?[/b]
- Ну, во-первых, нужно сказать вообще о конференции, многие студенты особенно младшие курсы, и тебе это известно, участвуют в конференции "ради галочки", да и само мероприятие проводится сейчас уже по инерции, потому что надо. Очень мало внимания уделяется качеству организации. Но если говорить обо мне, то мной в этом году двигало желание осуществить мечту, проверить смогу или нет. Больше для себя, чем для науки.
[b]- Похвально. Что касается организации конференции, полностью согласен, начиная от того, что огромное число студентов запихивают как кильку в банку в маленькую душную аудиторию, в то время как рядом пустуют огромные лекционные, только потому, что аудитория была запланирована, а число студентов они не подрасчитали...[/b]
- Мда... и заканчивая тем, что преподаватели совсем не занимаются со своими подопечными в вопросах постановки речи, умения выделять главное и видеть "корень зла". Короче, риторикой... Из-за чего резко упал уровень подготовки студентов к конференции и вообще уровень самой конференции, и качество выступлений. Оно ужасно. Нельзя даже волнением и неопытностью оправдать непонимание студентом поднятой им же проблемы, непонимание смысла своей работы и её целей, неспособность хотя бы заикаясь и волнуясь, но обосновать актуальность темы. Да и сказывается, наверно, отсутствие интереса самого участника к поднятой им проблеме. Свою тему нужно прочувствовать, хорошенько обдумать то, о чем ты хочешь рассказать всем. И делается это, естественно, не в последние две недели.
[b]- И, тем не менее, со стороны студентов наблюдается высокая активность участия в конференции. Чем это вызвано?[/b]
- Очевидно, виновата система. Студенты стремятся не сделать хорошую научную работу и как-то себя реализовать. Они испорчены "автоматами", которые многие преподаватели ставят студентам только за участие в конференции. Таким образом, ответственным лицам удается рапортовать вышестоящему руководству о большом количестве участников, как о успешно проведенной конференции, не обращая внимание на безобразное качество выступлений и самих работ. Сам ВУЗ потерял заинтересованность в качестве выступлений участников. Это старые принципы работы и тому подобные банальные вещи. Организаторы конференции не видят выгоды в ее проведении, только этим можно объяснить нежелание улучшать качество работы со студентами и пассивную политику в области улучшения качества образования.
[b]- Да, действительно, это скорее системная проблема, нежели проблема отдельно взятого ВУЗа. А какая выгода для ВУЗа в СНТК?[/b]
- Ну, как... Грубо, говоря, "научная" работа студента умирает сразу после конференции, все, что от нее остается - пометка в методичке, которую никто не читает и которую складируют в архивах ВУЗа. А из работ и рефератов студентов преподаватели в последствии сделают черновики, на обратной стороне которых будут писать задачи, пометки и т.д. В системе совершенно не продуманы способы отсеивания некачественных работ еще до конференции и способы сопровождения успешных и перспективных работ, выжимания из них результата. Например, ВУЗ мог бы помочь печатать качественные научные работы в соответствующих авторитетных СМИ... да много способов можно придумать, как не дать умереть здравой идее. В конечном счете, это все сработает на повышение престижа ВУЗа, которого, очевидно, нашему руководству не надо.
[b]- Согласен с тобой полностью. Интересно, а так всегда было?[/b]
- Нет, конечно. Я студентка этого ВУЗа уже не в первом поколении. Еще недавно участие в конференции было престижным. Тогда у студентов не было возможности получить экзамен или зачет по сложному предмету "автоматом". Поэтому в конференции участвовали только те студенты, которые действительно стремились повысить свой научный потенциал, обсудить актуальные проблемы. Это были обалденные работы. Я читала некоторые. Мне очень понравилась, например, работа... не помню точное название, но посвящена она была экономическому анализу образования как товара. Там были подробные расчеты, интересные финансовые схемы, было проведено исследование...
[b]- Да уж, не знаю, принял ли наш ВУЗ на вооружение ту, работу, но даже если принял, то судя по тому что положительный эффект от платности услуг не ощущается ни студентами, ни преподавателями...[/b]
- Ну да. Сейчас, к сожалению, проблема в том, что полностью изменился подход. Преподаватели думают: "Выступает студент и ладно", а студент - "Хоть бы автомат за это поставили, а то в жизни не сдам!". Потеряна система ценностей, что для одних, что для других.
[b]- У многих преподавателей в глазах усталость, а у студентов - отсутствие блеска.[/b]
- Ну да, одни еще "недо-", а другие уже "пере-"... Более того, заметь, кем стали те выпускники, в чье время выступать на конференции было престижно. Взять хотя бы наш факультет: кто в ЦентроБанке, кто начальники отделов в коммерческих банках, кто фирмами руководит, кто в правительстве, ты же сам видишь. Хорошо хоть у нашей кафедры хватает способностей уговорить их преподавать на пол ставки по вечерам, и то, ты сам знаешь отношение наших однокурсников к таким вечерним лекциям. Мало кто на них ходит. Все мечтают добиться таких успехов, но никто не хочет прилагать достаточных усилий. К сожалению, нынешние студенты, когда они станут выпускниками, о большинстве из них будут говорить, что это те экономисты, которых много, которые никому не нужны. А какие они экономисты с таким отношением к учебе, как с их стороны, так и со стороны преподавателей?
[b]- Согласен, никакие. [/b]
- Эта СНТК напоминает метание бисера.
[b]- Твоя тема связана с влиянием национальной идеи на развитие общества. Может быть, проблема отсутствия национальной идеи в стране и сказывается на качестве СНТК в частности?[/b]
- Возможно. Но не везде же все так плохо. В формулировке национальной идеи, как показывает мое исследование и наш общий опыт, главное не впадать в крайности, как это любят наши политики. Пожалуй, универсальной национальной идеей для всех государств является взвешенный подход к причинам конкретных проблем конкретного общества. Поэтому идея должна быть гибкой и динамично эволюционирующей, а также она должна охватывать все стороны жизни, причем, внимание должно уделяться не только экономической политике, но развитию духовных ценностей. Главное, что она должна быть. Люди должны знать к чему они стремятся как государство.
[b]- А какова роль молодежи в этом процессе?[/b]
- Молодежь должна, в первую очередь, проявлять активность, сейчас мало активной молодежи.
[b]- И самое ужасное, что большая часть активной молодежи занимается политикой, а не, скажем, творчеством, становясь марионетками в руках политических сил.[/b]
- Ну да. Во-вторых, молодежь должна стремиться к знаниям, но не в смысле "ботанических" комплексов, а в смысле осознанных знаний. Молодежь должна стремиться понять, какие знания ей будут необходимы, чтобы осуществить свои мечты и, грубо говоря, сделать мир лучше. Поняв это, стремиться овладеть этими знаниями в полном объеме, ну и так далее...
[b]- Спасибо за приятную беседу! :)[/b]
Если тебе интересно ты можешь скачать ЗДЕСЬ статью "Роль национальной идеи в России".



MiO
#Наука
Снизу - Рабочая молодежь
Снизу - Ты - студент
Снизу - Молодой предприниматель Снизу - комитет Снизу - Молодая семья Снизу - Росмолодежь Снизу - Патриот Снизу - Сообщи где торгуют смертью