Как ЕГЭ прижился в МГТУ

[i]Мурманский государственный технический университет - один из тех вузов, которые не первый год принимают абитуриентов по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). В связи с этим всегда интересно узнать мнение тех, кто потом от сессии к сессии общается со студентами, ставшими таковыми именно благодаря набранным на ЕГЭ баллам. С этого и начался наш разговор с Александром Ершовым, ректором МГТУ, доктором технических наук, профессором.[/i]
[b]- Александр Михайлович, МГТУ в рекламе не нуждается, и репутация у вуза достойная (думаю, ваши коллеги из других вузов не обидятся за такие слова). Зато мнение о ЕГЭ весьма противоречивое - от похвалы до полного неприятия. Тем не менее в вашем вузе единый экзамен прижился. Почему? И вообще насколько вам нравится такая форма приема?[/b]
- Для университета это легче. Не надо организовывать прием экзаменов, в связи с этим отвлекать массу преподавателей для работы.
С другой стороны, у меня большие опасения: каков стратегический результат? Увы, но сейчас в школах обучают не логически мыслить, а обращаться с тестами. Идет прямое натаскивание. Именно так. Из практики знаю: первый курс студенты учатся более менее ничего, а уже для второго их знаний не хватает.
Умение логически мыслить закладывается в школе. Как человека научили подходить к решению тех или иных проблем, так он и в жизни себя поведет. Школа - это основа. Именно . там ученик находится под пристальным оком учителя. В университете такого нет. Разве что на практических занятиях преподаватель может проконтролировать студента, а что тот делает на лекциях, как усваивает материал - нет. Мне кажется, происходит механическое перетаскивание американской системы на нашу российскую почву.
[b]- Бытует такое мнение: с введением ЕГЭ ректоры вузов вздохнули спокойно, им перестали звонить друзья и знакомые с просьбой устроить ребенка в вуз. Так ли это?[/b]
- При чем тут ЕГЭ? Все зависит от ректора. Если будешь участвовать в процессе приема, будут звонить всегда, независимо от формы приема, не будешь - не будут и звонить. Лично я стараюсь не участвовать. Могу включиться в работу приемной комиссии только тогда, когда несколько поступающих претендуют на одно место, а баллы у всех равны. Однако контроль за деятельностью приемной комиссии мы постоянно осуществляем, даже несмотря на то, что прием проводится гласно, а его результаты доступны широкой аудитории.
[b]- Прежде ваши преподаватели лично на экзаменах общались с абитуриентом. Сейчас в основном работаете с его документами. Достаточно ли этого?[/b]
- Конечно, нет. Приведу такой пример. Когда мы сотрудничали с Мурманским политехническим лицеем, преподаватели МГТУ читали там лекции. И, конечно, мы сразу видели, кто чего стоит, сможет человек учиться в университете или нет.
[b]- Вы по-прежнему сотрудничаете с политехническим лицеем?[/b]
- Но не в прежних объемах. Раньше мы выделяли для лицеистов 15 процентов бюджетных мест, а потом законодательство нам это запретило.
[b]- И все-таки неужели минусов у ЕГЭ больше, чем плюсов?[/b]
- Однозначно сказать, что это совсем плохо, еще нельзя. Мало времени прошло. Как-то так получается, что один год приходит курс замечательный, а бывает, что почти у всего курса мотивация к учебе слабая.
[b]- Несколько лет назад на 50 процентов вуз финансировался из Федерального агентства по рыболовству (тогда Госкомрыболовство), остальное зарабатывал сам. Что-то изменилось с того времени?[/b]
- Сейчас увеличилась доля бюджетного финансирования.
Больше денег выделяется на закупку оборудования, ремонт, заработную плату. Сейчас преподаватели получают достойную зарплату, хорошие премии по итогам года. И к нам специалисты идут. Нельзя сказать, что нет проблем с преподавательским составом. Они есть всегда. И были бы еще масштабнее, если бы не бюджетная составляющая вуза. Ведь секрет успеха прост: преподавателю платить и с преподавателя спросить.
[b]- На ваш взгляд, сегодня в регионе уже свыклись с мыслью, что ваш вуз - это отнюдь не только морские специальности. Или до сих пор МГТУ прежде всего ассоциируется с мореходкой?[/b]
- У нас единственный технический вуз в регионе, фактически системообразующий. Мы из этого и исходим. Естественно, не забываем морскую составляющую. Но когда видим, что регион нуждается в каких-то специалистах, мы открываем новые кафедры. Для этого нужны вложения, новые площади, преподаватели. Тем не менее мы смогли открыть у себя столь востребованные сейчас «Промышленное и гражданское строительство», «Электроснабжение», «Нефтегазовое дело». Хотя, конечно, до сих пор слышишь иногда, как вуз называют «мореходкой».
[b]- Сложилось мнение, что два мурманских университета конкурируют между собой - технический и педагогический. В чью пользу перевес?[/b]
- Да мы не конкурируем. У нас пересекаются только несколько специальностей. Тем более МГПУ преимущественно готовит учителей. Мы и относимся-то к разным ведомствам: МГТУ - к агентству по рыболовству, МГПУ - к агентству по образованию, что очень выгодно. Финансирование идет из разных источников. Из одного вряд ли одновременно для двух университетов нашлось бы достаточно средств. А при таком раскладе оба государственных вуза достаточно успешно развиваются. И в связи с этим можно говорить о качестве образования. Тем более когда есть стабильный преподавательский состав, с учеными степенями. Мы ведь большие деньги вкладываем в его подготовку. И этим самым МГТУ, как и МГПУ, выгодно отличается от некоторых других высших учебных заведений или их филиалов, расположенных в регионе.
[b]- Наверняка там обижаются на вас за такие высказывания?[/b]
- Да. Ну а что делать? Надо поднимать качество образования на должный уровень. Диплом о высшем образовании - это подтверждение знаний. А если за дипломом знаний нет, то зачем тратить время?
Понятно, почему появилось много подобных филиалов. В трудные времена столичным вузам надо было выживать, вот они и открывали по всей стране свои представительства. Но не с целью повышения качества образования, а с целью получения прибыли.
Мы ведь тоже многие специальности открыли с целью выжить. Но у нас вуз технический, была и есть соответствующая база. А сейчас, при нормальном финансировании, специальности открываются достаточно легко.
[b]- Какие специальности остаются самыми востребованными среди абитуриентов вашего вуза?[/b]
- Все по-прежнему - экономисты и юристы.
[b]- Знают, что работу найти трудно, но...[/b]
- На мой вопрос: «Почему именно это? Ведь есть же новые хорошие специальности, вы же не найдете работу» - отвечают: «А у нас уже есть работа, родители позаботились».
[b]- А кто следующий, вслед за экономистами и юристами?[/b]
- Специальности «Нефтегазовое дело», «Электроснабжение», «Энергообеспечение». Много желающих стать инженерами-программистами. И за ними уже охотятся московские фирмы, их представители приезжают к нам, смотрят нашу базу, заключают договоры.
[b]- А как насчет московских вузов? Там разве не набрать выпускников?[/b]
- Московским фирмам интересны регионы, здесь ниже зарплата. Поэтому им выгодно приглашать людей из провинции. А что касается подготовки в столичных вузах, не забывайте, что в трудные 1990-е годы большинство талантливых преподавателей ушло в бизнес, а молодой подпитки пока нет. Мы здесь сумели сохранить кадры во многом за счет коэффициента с «полярками», в бизнес подались единицы. Единственное, где были проблемы, - судоводительский факультет. Получилось, что старые преподаватели ушли по возрасту, а молодых не сумели подготовить. Но мы вышли из положения: создали свой диссертационный совет, ряд кандидатских диссертаций наши сотрудники уже защитили, в этом году будет еще двое соискателей.
[b]- А что с морскими специальностями? Говорят, есть проблемы с набором.[/b]
- Нет, здесь проблем с абитуриентами у нас не было.
Причем еще за 10 дней до 1 сентября объявляли дополнительный набор - нам добавили еще 10 бюджетных мест. И к нам пришли даже больше, чем во время основной вступительной поры.
[b]- В последние годы МГТУ преображается внешне. Вот и центральный вход теперь совсем иной...[/b]
- Стыдно уже стало, вот и поторопились сделать хотя бы фасад. В планах все здание так обустроить. И это далеко не единственная проблема. Сейчас мы вывели из строя целый корпус биологического факультета - балки прогнили. Старое здание, на ремонт надо 30 миллионов рублей, 10 освоим в этом году, остальное - на будущий год.
[b]- МГТУ до сих пор, в отличие от многих вузов, не отказывается содержать свое общежитие для студентов. Ради чего?[/b]
- Это определенный престиж вуза. Это влияет на рейтинг. Если вуз не может содержать общежитие, то он не совсем самодостаточен. Хотя содержать общежитие проблемно. Тем более в условиях, когда не хватает учебных корпусов. Мы купили под общежитие здание администрации судоверфи, сделали проект, но слишком много средств надо вложить - около 60 миллионов. Потому пока предоставляем общежитие только студентам-бюджетникам из других городов области. Кто учится платно, сам находит жилье.
[b]- Одна из составляющих обучения – производственная практика. Трудно с ней у ваших студентов?[/b]
- С практикой всегда трудно. Ищем мы, ищут студенты и их родители. Но без практики ни один не остается. Сейчас много заключено договоров с предприятиями. Можно сказать, производство поворачивается лицом к студенту. На днях, к примеру, обратились из ЗАО «Севморнефтегаз» ОАО «Газпром». Будут заниматься Шток-мановским месторождением, заинтересованы в специалистах. Четко понимают, что привезти сюда людей вахтовым методом очень дорого.
Норвежские компании «Гид-ро» и «Статойл» тоже ищут у нас специалистов. Заодно помогают растить - выплачивают лучшим студентам стипендии, предоставляют места для практики, даже на гранты для преподавателей не скупятся.
[b]- МГТУ, как и многие вузы, по-прежнему проводит День открытых дверей. На ваш взгляд, насколько это эффективно? Не изжило ли себя?[/b]
- Нет, не изжило. Сейчас любая форма взаимодействия необходима. Особенно нужно привлекать ребят из закрытых гарнизонов. Родители отправляют их в Москву, Петербург, Архангельск. Но опыт показывает, что лучше-то от этого не становится. Затраты немалые, даже если поступают на бюджетные места, самостоятельность не всем во благо, а соблазнов-то много.
А здесь родителям из области легче добраться до вуза и узнать, как дела у твоего ребенка. На морских факультетах на первом курсе даже родительские собрания собираем. У курсантов жизнь сложная - живут в общежитии, наряды, а еще и учиться надо. Их ждет работа на судне, в ограниченном пространстве, где единоначалие - капитан. Надо научиться подчиняться. На моей практике несколько человек просто перешли на другие специальности - не выдержали. Не смогли они переломить себя. Ну а некоторым бывает достаточно того, чтобы просто родители их подталкивали. Потому и даем возможность родителям общаться с преподавателями. - Спасибо за беседу.
[i]Полярная правда[/i]


Наталья ЧЕЧЁТКИНА
#Наука
Снизу - Рабочая молодежь
Снизу - Ты - студент
Снизу - Молодой предприниматель Снизу - комитет Снизу - Молодая семья Снизу - Росмолодежь Снизу - Патриот Снизу - Сообщи где торгуют смертью